Датский опыт – в Калининград. Кропоткин
18.09.2014

Датский опыт – в Калининград

Председатель городского Совета Андрей Кропоткин и депутат Сергей Григоренко подробно изучили наработки наших датских соседей по Балтийскому региону.

Первое, что бросается в глаза каждому приехавшему в столицу королевства – обилие велосипедистов. Данные статистики, а их регулярно обновляют с помощью информации с электронных счётчиков, говорят о том, что сейчас в Копенгагене на работу и с работы ежедневно ездят велосипедом 41 процент горожан. Цель муниципалитета – довести этот показатель до 50 процентов.

Этот рост городские власти обеспечивают созданием условий для приверженцев двух колёс. Автомобильные парковки вдоль дорог ликвидировали, проложив вместо них велодорожки, причём – двухполосные, для энергичной молодёжи и для степенной езды. Утром при скорости 20 километров в час велосипедисты двигаются по Копенгагену в «зелёной волне». Главное в развитии «велосипедизма» - создать сеть маршрутов, которыми можно беспрепятственно добраться до любой точки.

Крытые парковки, душевые кабины в учреждениях, бесплатные места для велосипедов в пригородных поездах – всё это «вербует» в ряды велосипедистов ежегодно новые тысячи копенгагенцев. Даже урны вдоль велодорожек установлены под углом, чтобы можно было точно бросить мусор, не прекращая движения.

В результате, на 41 процент самокатчиков приходится 30 процентов добирающихся на работу общественным транспортом, а число предпочитающих личный автотранспорт сократилось до 24 процентов.

Сами велосипедисты в числе доводов в пользу этого способа передвижения называют его быстроту, удобство и дешевизну. Городские власти своими задачами определяют экологичность, борьбу с пробками и привитие здорового образа жизни.

При этом, на первое место выдвигается обеспечение безопасности и комфортности передвижения по велосипедным трассам по всему городу. В Копенгагене есть мосты, по которым можно ехать только велосипедам, а зимой дорожки убирают от снега дважды в день. Причём, снегоуборочные машины выдвигаются на их очистку в первую очередь, даже до маршрутов общественного транспорта. Благодаря этому до 70 процентов копенгагенских велосипедистов остаются в седле в течение всех зимних месяцев.

После ознакомительного доклада на эту тему в специальном «Зелёном доме», где иностранные делегации знакомят с опытом в области энергосбережения и экологии, Андрей Кропоткин и Сергей Григоренко по дальнейшим объектам программы вместе с сопровождающими перемещались на самом датском виде транспорта – велосипедах.

Многие из отработанных деталей программы велосипедизации Копенгагена могут быть полезными в Калининграде, где этот процесс также набирает обороты.

Важная составляющая городского благополучия – дороги. Только на их ремонт муниципалитет тратит 45 миллионов крон ежегодно. Работы очень тщательно готовятся, а производятся в сжатые сроки, очень часто – по ночам, если об этом достигается договорённость с жильцами ближайших домов. Недавняя копенгагенская тенденция - малошумное дорожное покрытие. Для него используются мягкие материалы. Это дороже и не так долговечно, как асфальт традиционной структуры, но востребовано в современном городе, где важно обеспечить дополнительный комфорт, в том числе – борьбой с так называемым «шумовым загрязнением среды».

Как и в Калининграде, в Копенгагене были острые споры относительно судьбы брусчатки. Компромисс достигнут тем, что каменное покрытие оставляют на улицах, где нет интенсивного автомобильного движения, но после перекладки. Брусчатку «сажают» на бетонное основание, минимизируя стыки между торцами, добиваясь  ровности поверхности, а специальной обработкой – достаточного сцепления с колёсами в любую погоду.

Небезынтересным для нашего города является то обстоятельство, что городские власти Копенгагена серьёзно прорабатывают варианты возвращения ранее ликвидированного трамвая.

Ещё одна, кроме «пробок», проблема крупных городов – отходы. В Дании с 1996 года не разрешено складирование мусора, там уже в течение 30 лет развивается его переработка. Сортировка ТБО начинается с копенгагенских квартир – для этого у всех есть восемь отдельных ёмкостей, а у каждого дома – восемь контейнеров: под биоотходы, твёрдый и мягкий пластик, бумагу, батарейки, металл и так далее. Такая система управления отходами обеспечивается стимулированием горожан и штрафами за её неисполнение. Итогом стала 95-процентная переработка городского мусора, который становится либо вторичным сырьём, либо топливом для производства тепла и горячей воды.

Денис Сечкин, пресс-служба.