Не мундиалем единым...

04.02.2014

Чем больше обсуждается "транспортная реформа" Калининграда, тем больше возникает вопросов

Уже третий год кряду калининградские нардепы, чиновники, общественники и перевозчики с завидной регулярностью говорят о том, что городскую транспортную схему в целом и маршрутную сеть в частности надо приводить к лучшим европейским стандартам. По сему поводу проходят совещания, заседания, общественные слушания и т. д., и т.п. Однако дело не только не идет дальше слов, но и сами-то слова еще больше запутывают проблему.

Мне доводилось бывать на большинстве подобных "посиделок". И, признаться, речи про светлое транспортное будущее уже оскомину набили. Мол, еще немного, и по специально выделенным полосам станут колесить только новые автобусы, для пассажиров введут электронные билеты сразу на все виды маршрутного транспорта, деньги за услуги транспортников станут стекаться к единому оператору, который будет не только выручку делить, но и руководить пассажиропотоками.... Но как-то не довелось пока услышать, что в этом направлении уже сделано.

Вот и на днях состоялось очередное заседание на "заданную тему". Заседала комиссия по развитию дорожно-транспортного комплекса горсовета, куда пригласили ответственных чиновников горадминистрации, представителей ГАИ и других заинтересованных лиц. И первый вопрос "О комплексной схеме пассажирского транспорта на перспективу до 2020 года с учетом реализации задач транспортного обеспечения проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года" вроде бы ничего особенного не предвещал. Представитель Минтранса РФ, он же ответственный за разработку соответствующего технического задания, Николай Харитошкин рассказал собравшимся о том, как готовится документ, который обойдется бюджету в 26 миллионов рублей. Однако из-за всевозможных проволочек разработчики немного отстают от графика, но это, мол, дело поправимое.

- А на что будет опираться ваша схема пассажирского транспорта, если у нас не принята комплексная схема движения? - поинтересовался депутат Александр Пятикоп. - Ведь ту, что разработали белорусские специалисты за шесть миллионов рублей, город забраковал, а другая не появилась.

Ответил ему заместитель главы администрации города Сергей Мельников: дескать, нам сейчас надо спешить с концепцией развития пассажирского транспорта, а общая схема движения может немного подождать.

- А спешить надо потому, что ФИФА выдвигает четкие требования и определяет сроки, в том числе и в вопросах организации пассажироперевозок. К тому же в марте 2015 года нам надо провести новый конкурс на пассажироперевозки. И к этому времени должны быть определены все требования к участникам.

И тут Мельников обронил, что допустят на сей конкурс только тех перевозчиков, у которых будут лишь новые автобусы.

-А что такое новые? - решил уточнить председатель комиссии Сергей Донских, он же владелец одной их калининградских транспортных компаний.

- Новые - значит, новые, - доходчиво объяснил Мельников.

Однако Сергея Донских такой ответ не удовлетворил:

- То есть в 2015 году автобусы должны быть 2015 года выпуска? Это же абсурд! Кто из перевозчиков сможет в одночасье полностью поменять свой парк?! Никто. А если компания закупит новые машины сегодня, то к 2015-му они уже станут старыми? Как в таких условиях вести бизнес? Вы в мэрии можете уже сейчас определиться, какие требования станете предъявлять к участникам конкурса? Ведь бизнес - это прежде всего продуманная стратегия на годы вперед. Кстати, то, какой будет схема движения маршрутного транспорта в городе, надо представлять уже сегодня, а не к следующему году.

Тут Мельников вообще запутал ситуацию. Он сказал, что горадминистрация подала заявку в Минтранс на покупку к чемпионату мира четырехсот новых автобусов за счет федерального бюджета. И если эта заявка будет одобрена, то по городу, надо полагать, станет курсировать только муниципальный транспорт.

- Не тешьте себя иллюзиями, - сказал один из депутатов. - И вообще мы такой упор делаем на концепцию развития пассажирского транспорта к мундиалю, будто это будет вечный праздник. На самом же деле - всего двухнедельный. Так что не исключено, что пойдем по сочинскому варианту. Туда на время Олимпиады сгоняют новые автобусы из Москвы, Питера, Казани. А когда игры закончатся, машины вновь разъедутся по своим городам...

- Я тоже считаю, что подстраивать схему пассажироперевозок аж до 2020 года к чемпионату мира, мягко говоря, неправильно, - высказал свое мнение представитель областного управления ГАИ Николай Потапчук. -Нам ведь здесь жить и ездить ежедневно и ежечасно, а не только во время чемпионата. Об удобстве и безопасности всех пассажиров надо думать, а не только о футбольных болельщиках. И еще: я тут ознакомился с представленным техзаданием, так, по-моему, оно таковым вообще не является.

Потапчук высказал еще несколько серьезных замечаний, после чего собравшиеся решили включить в состав рабочей группы по разработке техзадания и представителей ГАИ.

Андрей ЗАБЕЛКИН

Калининградская Правда (Калининград) , N018