Выступление председателя комиссии по бюджету Олега Быкова на слушаниях
Уважаемые калининградцы!
Сегодня мы в очередной раз проводим обсуждение итогов финансового года в формате публичных слушаний.
Как уже отмечалось, бюджетная политика города в 2018 году была направлена на решение задач, поставленных руководством страны, Губернатором области и главой администрации городского округа. В их числе:
- принципы бюджетной стабильности,
- выполнение указов Президента России,
- безусловное исполнение социальных обязательств,
- решение текущих задач и задач развития города.
К сожалению, в последние годы в стране сложилась не лучшая для финансов обстановка. Калининграду приходится жить и работать в условиях жесткой экономии. Однако, изучив документы отчета, можно констатировать, что удалось сохранить социальную стабильность и поступательное развитие города, поэтому 2018 год в каком-то смысле стал переломным. Итоги исполнения городского бюджета дают повод для разумного оптимизма. Мы осторожно входим в нормальный ритм работы по исполнению бюджетных обязательств, не накапливая долгов .
Отчетный год для Калининграда был уникальным. Самым значительным событием для областного центра стало проведение игр Чемпионата мира по футболу. Мы доказали, что наш город способен проводить мероприятия такого уровня, и нам есть чем гордиться.
Благодаря совместной работе, проводимой главой городского округа, Администрацией города, депутатским корпусом, всеми участниками бюджетного процесса, достигнуты позитивные результаты исполнения городского бюджета. В отчетном году удалось привлечь значительные федеральные и областные средства, необходимые для дальнейшего развития Калининграда (6,2 млрд.рублей или 44,7 % всех доходов бюджета) .
В основном, взятые в 2018 году обязательства были выполнены:
- было обеспечено содержание и функционирование учреждений образования и культуры;
- реализовались меры социальной поддержки отдельных категорий граждан;
- продолжался ремонт сети городских автомобильных дорог;
- осуществлялись мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, содержанию и благоустройству городских территорий;
- проводились работы по улучшению состояния жилищного фонда, обустройству детских и спортивных площадок.
Отчетные цифры свидетельствуют, что было обеспечено устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса и объектов коммунального хозяйства.
При этом город не экономил на социальных расходах. В структуре бюджетных расходов на долю социально-ориентированных мероприятий, как уже отмечалось предыдущим докладчиком, приходилось 59 % бюджетных затрат.
Бюджет – это главный финансовый инструмент, который обеспечивает реализацию функций и задач местного самоуправления. Поэтому в течение всего 2018 года вопросы исполнения городского бюджета находились на постоянном контроле депутатского корпуса. Доходы бюджета – это деньги налогоплательщиков, наших избирателей. И мы обязаны своевременно корректировать финансовый документ с учетом мнения граждан и контролировать его исполнение.
В ходе исполнения бюджета города в связи с изменением объемов межбюджетных трансфертов, уточнением расходов бюджета, изменением муниципальных программ, а также распределением остатков средств на счетах, сложившихся на начало отчетного года, в первоначальное решение о бюджете 7 раз вносились изменения. Эти решения городской Совет депутатов Калининграда принимал в условиях публичности и в интересах жителей города. Все вопросы, касающиеся внесения изменений в бюджет и поквартального исполнения бюджета рассматривались на городском Совете после аналитических заключений Контрольно-счетной палаты городского округа. Тем самым городской Совет депутатов реализовал полномочия по контролю за использованием бюджетных средств.
Депутаты городского Совета в 2018 году действовали инициативно и профессионально, демонстрируя своевременную реакцию на общественные вопросы и взвешенный подход к оценке ситуации.
Хочу особенно отметить, что с каждым годом растет уровень доверия к депутатам горсовета. За прошедший год к нам поступило более тысячи обращений от жителей города. Калининградцы активно пользовались правом вносить предложения по расходованию бюджетных средств, обращаясь к своим депутатам. Главные направления депутатской работы в округах были основаны на этих обращениях, а также на запросах от учреждений образования и культуры и результатах анализа состояния городских дорог, парков и придомовых территорий.
Такая работа позволяет владеть полной и объективной информацией о ситуации в избирательных округах. В результате изыскивались возможности реального решения проблем жителей города, обеспечения сбалансированности интересов различных групп населения и формирования доверия граждан к деятельности властных структур.
Работа депутатов в 2018 году была выстроена в тесном сотрудничестве с администрацией города. Должен отметить, что в последние годы органами исполнительной власти города сохраняется тенденция учета предложения депутатов по адресному распределению денежных средств. Вместе с администрацией депутаты в 2018 году активно участвовали в подготовке и реализации планов по ремонту улиц, благоустройству дворовых территорий; контролировали ремонт и оснащение учреждений образования.
Считаю, что бюджет 2018 года сохранял свою социальную направленность. Расходы, в основном, концентрировались на наиболее значимых направлениях. Приоритетными направлениями оставались забота о современной оснащенности учреждений образования и жилищно-коммунальная сфера.
Удалось сделать много, но и нерешенных вопросов тоже остается немало. Проблемы остаются в сферах ЖКХ и транспорта. Перед городом по-прежнему стоят задачи увеличения числа новых детских дошкольных учреждений, строительства спортивных сооружений, развития инженерной инфраструктуры и ремонта городских магистралей.
У депутатов городского Совета вызывают обеспокоенность следующие моменты:
1. При общем уровне выполнения муниципальных программ за 2018 год на уровне 98 %, по двум программам - «Обеспечение градостроительной и архитектурной деятельности» и «Развитие коммунальной инфраструктуры» - исполнение значительно ниже - 51 и 66 процентов соответственно.
2. Бюджет 2018 года по-прежнему нельзя назвать бюджетом развития. В 2013-2015 годах инвестиционная составляющая бюджета достигала 4 млрд. рублей, и в Адресной инвестиционной программе числилось до 150 объектов. В 2018 году эти показатели составили 1,8 млрд. руб. по 60 объектам.
3. Остается высоким уровень муниципального долга: на 1 января 2019 года он составил 5,68 млрд. рублей. На его обслуживание в 2018 году затрачено 284 млн. рублей.
4. В 2018 году городом исполнено более 50 судебных решений на значительную для бюджета сумму- 57 млн. рублей
В связи с этим нам необходимо объективно оценивать картину имеющегося ресурсного и социально-экономического потенциала города. Только ежедневная и планомерная работа в этом направлении позволит обеспечить устойчивое экономическое развитие и повышение качества жизни горожан.
Как пожелание администрации городского округа на будущее предлагаю продолжить работу:
- по совершенствованию долговой политики;
- по увеличению собираемости и сокращению задолженности по неналоговым доходам;
- по привлечению инвестиций.
Впереди нас ждут сложные задачи, решение которых позволит повысить комфортность проживания в нашем городе. Развитие Калининграда возможно только при сбалансированном, конструктивном взаимодействии всех уровней власти и привлечении общественности.
В заключение хочу выразить благодарность Администрации городского округа и Контрольно-счетной палате за совместную конструктивную работу на благо всех жителей нашего города.
Спасибо за внимание!