Выступление председателя комиссии по бюджету Олега Быкова на слушаниях

21.05.2019

Олег Быков:

Уважаемые калининградцы!

 

Сегодня мы в очередной раз проводим обсуждение  итогов финансового года  в формате публичных слушаний. 

Как уже отмечалось, бюджетная политика города в 2018 году была направлена на решение задач, поставленных руководством страны, Губернатором области и главой администрации городского округа. В их числе:

- принципы бюджетной стабильности,

- выполнение указов Президента России,

- безусловное исполнение социальных обязательств,

- решение текущих задач и задач развития города.

К сожалению, в последние годы  в  стране сложилась не лучшая для финансов обстановка.  Калининграду  приходится жить и работать в условиях жесткой экономии. Однако, изучив  документы отчета, можно констатировать, что удалось сохранить социальную стабильность  и поступательное развитие  города, поэтому  2018 год в каком-то смысле стал переломным. Итоги исполнения городского бюджета дают повод  для разумного оптимизма.  Мы осторожно входим в нормальный ритм работы по исполнению бюджетных обязательств,  не накапливая  долгов .

Отчетный  год для Калининграда был уникальным. Самым значительным событием для  областного центра стало проведение  игр Чемпионата мира по футболу. Мы доказали, что наш город способен проводить мероприятия такого уровня,   и нам есть чем гордиться.

Благодаря совместной работе, проводимой главой городского округа, Администрацией города, депутатским корпусом, всеми участниками бюджетного процесса, достигнуты позитивные результаты исполнения городского бюджета. В  отчетном  году удалось привлечь значительные  федеральные и областные средства, необходимые для дальнейшего развития Калининграда  (6,2 млрд.рублей    или 44,7 %  всех доходов бюджета) .

В основном,  взятые в 2018 году обязательства  были  выполнены: 

- было обеспечено содержание и функционирование учреждений образования и культуры;

- реализовались меры социальной поддержки отдельных категорий граждан;

-   продолжался ремонт сети  городских автомобильных дорог;

- осуществлялись   мероприятия   по повышению безопасности дорожного движения, содержанию и благоустройству городских территорий;

-  проводились работы  по улучшению состояния жилищного фонда, обустройству детских и спортивных площадок.

Отчетные цифры свидетельствуют, что  было обеспечено устойчивое   функционирование  жилищно-коммунального комплекса и объектов коммунального хозяйства.

  При этом  город не экономил на социальных расходах. В структуре бюджетных расходов на долю социально-ориентированных мероприятий, как уже отмечалось предыдущим докладчиком,  приходилось 59 %   бюджетных затрат.

Бюджет – это главный финансовый инструмент, который обеспечивает реализацию функций и задач местного самоуправления. Поэтому в течение всего 2018 года вопросы исполнения городского бюджета находились на постоянном контроле депутатского корпуса. Доходы бюджета – это деньги налогоплательщиков, наших избирателей. И мы обязаны  своевременно корректировать финансовый документ с учетом мнения граждан и контролировать  его исполнение.

В ходе исполнения бюджета города в связи с изменением объемов межбюджетных трансфертов, уточнением расходов бюджета, изменением муниципальных программ, а также распределением остатков средств на счетах, сложившихся на начало отчетного  года, в первоначальное решение о бюджете  7 раз  вносились изменения. Эти решения  городской Совет депутатов Калининграда принимал в условиях публичности  и  в интересах жителей города.    Все вопросы, касающиеся внесения изменений в бюджет и  поквартального  исполнения бюджета рассматривались на  городском Совете после  аналитических заключений     Контрольно-счетной палаты городского округа. Тем самым городской Совет депутатов реализовал полномочия по контролю за использованием бюджетных средств.

Депутаты  городского Совета в 2018 году действовали инициативно и профессионально, демонстрируя своевременную реакцию на общественные вопросы и взвешенный подход к оценке ситуации.

Хочу особенно отметить, что с каждым годом растет уровень доверия к депутатам горсовета. За  прошедший год к нам поступило  более тысячи обращений от жителей города.  Калининградцы  активно пользовались  правом вносить предложения по расходованию бюджетных средств, обращаясь  к своим депутатам. Главные направления депутатской работы в округах были  основаны на  этих обращениях, а также  на  запросах от учреждений образования и культуры  и результатах  анализа  состояния  городских дорог,  парков  и придомовых территорий.

Такая  работа позволяет владеть полной и объективной информацией о ситуации в избирательных округах. В результате  изыскивались  возможности реального решения проблем жителей города, обеспечения сбалансированности интересов различных групп населения и формирования доверия граждан к деятельности властных структур.

Работа депутатов в 2018 году была выстроена в тесном сотрудничестве с администрацией города. Должен отметить, что в последние годы  органами  исполнительной власти города сохраняется тенденция учета  предложения депутатов  по адресному распределению денежных средств.  Вместе с администрацией депутаты в 2018 году активно участвовали в подготовке и реализации планов по  ремонту улиц, благоустройству дворовых территорий; контролировали   ремонт  и оснащение  учреждений образования.

Считаю, что бюджет 2018 года  сохранял свою социальную направленность. Расходы, в основном, концентрировались на наиболее  значимых направлениях. Приоритетными направлениями  оставались   забота о современной оснащенности учреждений образования и   жилищно-коммунальная сфера.

Удалось сделать много, но и  нерешенных вопросов тоже остается немало. Проблемы остаются в сферах ЖКХ и транспорта.  Перед  городом по-прежнему стоят задачи  увеличения числа новых детских дошкольных учреждений, строительства спортивных сооружений, развития инженерной инфраструктуры  и   ремонта  городских  магистралей.

У  депутатов  городского Совета   вызывают  обеспокоенность  следующие  моменты:

1.   При общем уровне  выполнения  муниципальных программ за 2018 год  на уровне  98 %, по двум программам  - «Обеспечение градостроительной и архитектурной деятельности» и «Развитие коммунальной инфраструктуры»    - исполнение значительно ниже -  51 и 66  процентов  соответственно.

2.   Бюджет 2018 года по-прежнему нельзя назвать бюджетом развития. В 2013-2015 годах  инвестиционная составляющая бюджета  достигала 4 млрд. рублей, и в Адресной инвестиционной программе числилось до 150 объектов.  В  2018 году  эти  показатели   составили  1,8  млрд. руб.   по   60  объектам.

3.  Остается высоким уровень муниципального долга:  на 1 января 2019 года он составил 5,68 млрд. рублей. На его обслуживание в 2018 году затрачено 284 млн. рублей.

4.  В 2018 году городом  исполнено  более 50 судебных решений на значительную для бюджета сумму- 57 млн. рублей

В связи с этим  нам необходимо объективно оценивать картину имеющегося ресурсного и социально-экономического потенциала города. Только ежедневная и планомерная работа в этом направлении позволит обеспечить устойчивое экономическое развитие и  повышение качества жизни горожан.

Как пожелание администрации городского округа  на будущее   предлагаю продолжить работу:

  • по совершенствованию  долговой политики;
  • по  увеличению собираемости и сокращению задолженности по неналоговым доходам;
  • по  привлечению  инвестиций.

Впереди нас ждут сложные задачи, решение которых позволит повысить комфортность проживания в нашем городе. Развитие Калининграда возможно только при сбалансированном, конструктивном взаимодействии всех уровней власти  и  привлечении  общественности.

В заключение хочу выразить благодарность Администрации городского округа и  Контрольно-счетной палате за совместную конструктивную работу на благо всех жителей нашего города.

 

Спасибо за внимание!