Олег Быков: Наша задача - обеспечить поступательное развитие Калининграда

08.11.2018

В среду 7 ноября на заседании комиссии по бюджету и муниципальной собственности был рассмотрен вопрос «О бюджете городского округа «Город Калининград» на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов. Предварительно проект бюджета обсуждался на публичных слушаниях, где с содокладом выступил председатель комиссии Олег Быков.

«Основная цель  наших слушаний состоит в том, чтобы при  утверждении  нового бюджета наметить векторы направления деятельности на предстоящий трехлетний период и избежать недостатков прошлых лет, - отметил Быков.

  Необходимо, чтобы калининградцы знали, какие направления определены как наиболее важные, и на что пойдут средства городской казны. В свою очередь, органам представительной и исполнительной власти по итогам публичных слушаний предстоит увязать конкретные предложения  горожан   с возможностями  городского бюджета.

Главные задачи, стоящие перед страной, обществом, перед всеми муниципалитетами  четко обозначены в послании президента федеральному собранию. Это ускорение экономического роста и повышение стандартов жизни граждан. По мнению ведущих экспертов России, бюджеты всех уровней на 2019 год  формируются в условиях неопределенности, которая обусловлена сложной  геополитической обстановкой, а также  внесением существенных изменений в федеральное законодательство и формированием новых подходов к бюджетному планированию. Отмечается, что в ближайшие 6−10 лет будет возрастать социальная нагрузка на бюджеты, в том числе из-за увеличения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума и в связи с задачами, которые были поставлены Президентом России в послании 1 марта 2018 года.

Поэтому, наша задача — с одной стороны, сохранить в бюджете городского округа  те позитивные социальные достижения, которые имеются,  и в то же время обеспечить поступательное развитие Калининграда. Задачи определения приоритетов в  бюджетных расходах, а также повышения их эффективности становятся как никогда актуальными, и  город обязан  уделять им особое внимание.  Сделать это будет непросто, так как, судя по  цифрам  предложенного проекта бюджета, значительного прорыва по сравнению с  текущим годом  по росту доходов   не ожидается.

Предварительный анализ поступившего в Горсовет проекта показал, что к  подготовке нового бюджета  администрация городского округа подошла с максимальной взвешенностью. В основу  такого подхода  поставлено формирование реалистичных планов по доходам и расходам. Очевидно, что буквально до рубля соизмерялись желания с возможностями. В итоге бюджет в ближайшие три года сохранит сбалансированность и устойчивость. Сохранены социальные обязательства, значительные средства  будут направлены на благоустройство,  содержание объектов  ЖКХ и улично-дорожной сети. Акценты сделаны на «взвешенной» бюджетной и долговой политике, позволяющей обеспечить финансирование расходов при поддержании безопасного уровня долговой нагрузки. Хочется отметить, что бюджет 2019 года  запланирован с профицитом порядка 199 млн.руб., за счет которого планируется снизить  уровень муниципального долга.

Также  положительным моментом является   осуществляемый с 2015 года переход на программный метод формирования муниципального бюджета – т.е. более 86 % расходов бюджета в 2019 году  будет производиться в рамках действующих пятнадцати муниципальных программ, что позволяет  успешно привлекать средства вышестоящих бюджетов к софинансированию  программных мероприятий.

В нынешней ситуации к ряду программ следует отнестись  очень внимательно. Многие программы, которые раньше, возможно, не имели такого социального значения, сейчас становятся более важными для жителей города, особенно для граждан предпенсионного возраста. Например, муниципальные программы «Социальная поддержка населения городского округа»  и «Сохранение и развитие культуры в городском округе»  в части, касающейся повышения качества жизни пожилых людей, организации для них льготного проезда в общественном транспорте, проведения социально-культурных мероприятий и приобщения этой категории населения к культурным ценностям.

         Полагаю, что администрация  городского округа  при планировании бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, в целом, верно, уловила общий тренд последних месяцев — усиление внимания к социальным вопросам. Структура финансового документа предусматривает концентрацию ресурсов на этих  приоритетных направлениях и ориентирована на последовательное повышение качества жизни населения города.

 В  проекте главного финансового документа Калининграда на 2019 год  сохранены   и проиндексированы многие действующие  в настоящий момент меры социальной поддержки жителей города  и  выплаты льготным категориям  граждан. Это льготы:   по проезду в транспорте школьникам, родителям многодетных семей, пенсионерам, а также людям предпенсионного возраста; по бесплатному проезду участникам Великой Отечественной войны; по услугам муниципальных бань  некоторым категориям населения и другие. Сохранены  и проиндексированы единовременные выплаты ветеранам ВОВ   ко Дню Победы и участникам штурма Кенигсберга. Лица предпенсионного возраста будут  пользоваться льготой  по уплате земельного налога и арендной платы за земельные участки. По – прежнему, будет оказываться адресная поддержка одаренных учащихся, студентов и курсантов за особые достижения в сфере образования, творческой деятельности  и спорта. В  2019 году не  будут меняться коэффициенты для расчета единого налога на вмененный доход, т.е. не будет допущено увеличение налоговой нагрузки на  малый и средний бизнес. Уже традиционно самая расходная часть бюджета – образование. Насколько качественное образование сегодня получает подрастающее поколение, зависит будущее нашего города, поэтому более 52% бюджетных расходов будут направлены на эту статью, и с каждым годом  эта  цифра растет! Этим бюджетом мы не закрываем все проблемы, которые существуют в нашем городе, однако  в нем  обозначены  первоочередные задачи, которые стоят перед муниципалитетом.  Мы  также видим наши минусы - это: значительная величина муниципального долга;  относительно небольшие средства, направляемые на развитие, в то время как в 2013-2015 годах  на эти цели    направлялось в 1,5-2 раза  больше средств; имеется  множество нерешенных вопросов благоустройства   и ремонта. Однако мы надеемся, что Калининград  будет постепенно их решать с помощью  финансовой поддержки из федерального и регионального бюджетов.

Сегодняшним обсуждением работа над главным финансовым документом города не закончится. Бюджет 2019 года пройдет  детальное обсуждение в постоянных комиссиях городского Совета депутатов Калининграда. Надеюсь, что он будет одобрен калининградцами и принят депутатами. Но, в любом случае, наш  депутатский корпус неоднократно будет возвращаться к работе над бюджетом, тщательно изучать  и контролировать его исполнение, чтобы наиболее оптимально и с пользой для города расходовать бюджетные средства».

Члены комиссии проголосовали «за» внесение проекта бюджета в повестку очередного заседания городского Совета депутатов.